«Истинный смысл боевого искусства в том, чтобы никогда им не пользоваться»
Поговорка об ушу
Ушу («воинское искусство») – термин который наряду с кун-фу используется для обозначения китайских боевых искусств в целом. Существует масса способов классифицировать стили ушу, среди которых выделяется региональный (с севера на юг) – отличаются такие стили характеристиками позиций и движениями; по дистанции боя различают дуаньда (короткая) и чанцюань (длинная), а также по трем рекам и трем центрам возникновения. По центрам возникновения выделяют шаолиньское, уданское и эмейское ушу, а по рекам ушу долины Чжуцзянь, Хуанхэ и Янцзы. Примечательно то, что ни одна классификация не может считаться самой правильной и полной, так как существуют виды, которые не подходят ни под одну из них. Так задача классифицировать стили ушу до сих пор остается невыполнимой.
К спортивному ушу относятся такие виды как саньда и таолу. Таолу акцентирует свое внимание на формальных упражнениях, подобно ката в японских боевых искусствах. По сути это отработка базовых приемов, на которых строятся техники в дальнейшем. Саньда это боевое ушу. В рамках саньда существует три вида приемов: дуаньбин, туйшоу и шуайцзяо. В двух последних акцент ставится на толчках, которые не так способны повредить противнику, как удары, но иногда имеют не меньшую эффективность в том, чтобы приостановить нападение. Кроме толчков, в этих системах отрабатывается техника броска и захвата. Дуаньбин это комплекс приемов, предназначенных для отработки вооруженного боя. Для этого используется короткое оружие.
Интересно и то, что, считаясь исконно китайскими, некоторые виды борьбы пришли в династический Китай, по уверениям ученых, из Японии, Монголии и других стран. Особенно это касается рукопашной борьбы. А вот в происхождении стиля багуачжан сомнений не возникает – он действительно был основан мастером Инь Фу, а позже в 1931 году описан его сыном. В книгу имен этого стиля также вошли такие люди как Дунь Хуанчуань, Хань Муся, Чен Тинхуа и другие. Главная особенность этого боевого искусства заключается в движении противников по кругу, причем самое замечательное, что движения изначально отрабатываются на прямых дорожках.
Другой хорошо известный стиль ушу это тайцзицюань (в литературном переводе «оздоровительная гимнастика»), как и в цигуне здесь делается упор на дыхание, и плавное движение рук и ног. Здесь не существует отдельных движений – вся деятельность практикующего это одно непрерывное движение, выраженное перетекающими друг в друга формами. После продолжительного обучения практикующие приобретают навыки не просто движения, а быстрого движения, и как бы невидимых толчков руками (туй-шоу). В 1949 году тайцзицюань преподавался в Китайской народной республике наравне с физкультурой, как техника близкая к духу народа, и способствующая его оздоровлению. В связи с этим стали появляться комплексы тайцзицюань: из двадцати четырех и из восьмидесяти восьми движений. |