«Это не агрессивная борьба. Капоэйра ждет…
Хороший капоэйриста должен уметь петь,
играть капоэйру
и уметь обращаться с инструментами капоэйры»
Местре Пастинья
Капоэйра это африкано-бразильское боевое искусство, созданное рабами-африканцами в шестнадцатом веке. Участники создают круг (рода), внутри которого устраиваются поединки под звуки песен и музыки. Эту игру отличают виртуозные акробатические трюки, ложные выпады, увертки, захваты и удары. Главные элементы: техника и стратегия. У капоэйры два основных вида: региональная и ангольская.
В XVI – XIX вв. Португалия вывозила рабов из западной Африки в Южную Америку. В Бразилию свозилось до 42% всех пленных, большинство из которых происходило из Анголы, Конго и Мозамбика. Африканцы привезли в Новый свет свои культурные традиции, в числе которых оказалась и капоэйра (хотя существует точка зрения, что она появилась уже в бразильский период). Ангольская капоэйра, которая помогала объединению и поднятию духа африканцев, стала основой для современного явления.
Когда в 1888 году рабство отменили, освобожденные люди разъехались по городам Бразилии, но там они не могли найти работу и объединялись в банды. Так как они продолжали культивировать капоэйру, в какой-то момент она приобрела антиправительственный и криминальный оттенок, в результате чего в 1890 году была просто запрещена. Однако это не остановило энтузиастов – занятия ушли в тень, а в музыке появился ритм кавалариа, который предупреждал участников о близости патруля. Чтобы не открывать истинных имен, придумывались апеллидо или прозвища, которые и сообщались полицейским. Кстати, для тех, кто собирается стать мастером капоэйры, прозвища придумывают и до сих пор – теперь это стало частью традиции.
Музыка это составляющая капоэйры. Она задает темп и стиль игры, происходящей в рода. Музыкальное оформление состоит из песен и инструментальной части. Темп может быть как очень медленным ( Angola ), так и очень быстрым ( S a o Bento Regional ). Многие песни исполняются в виде диалога, другие имеют форму рассказа. Некоторые песни рассказывают о том, что происходит в кругу, другие предназначены вдохновлять участников, а иногда тема произвольная. Среди музыкальных инструментов обязательно должны присутствовать реко-реко, беримбау и агого.
Капоэйра это не латентный набор приемов, это постоянное движение или джинга. Атакуют в капоэйре при помощи ударов и захватов, причем удары головой и ногами встречаются в большем количестве школ, нежели удары руками. Некоторые ученые отмечают по этому поводу, что такая особенность возникла из-за того, что в оригинале рабы с закованными рабами нападали таким образом на своих конвоиров. Кроме того, в западно-африканской культуре существует мнение, что руки созданы для творения, а ноги – для разрушения. Чтобы маневрировать вокруг противника, используются акробатические и атлетические движения. Кувырки (ау), стойки на руках (бананейра), удары головой (пьяо де кабеса), удары руками (пьяо де мао), резкое выпрямление рук (гато), приседы, повороты, прыжки и увертки – вот самые основные приемы капоэйры, которые очень сильно различаются в зависимости от ритма и вида. Важными элементами игры являются ложные выпады и ловушки.
Защитные приемы капоэйры это увертки и перекатывания. Серия нырков под названием esquivas , также является одним из важных приемов. В каждой части джинги существуют свои эскивас, в зависимости от направления удара и цели нападающего. Широко распространенным приемом защиты является rol e – нырок и перекат, так чтобы вновь занять атакующую позицию. Такая перетекающая активность и является основой хореографии капоэйры. Существует множество движений, которые соединяют в себе нападение и защиту, к примеру au batido . Движение начинается с кувырка, который трансформируется в блок или удар.
Философия капоэйры это культивация ответственности, уважения, уверенности, безопасности, сообразительности и свободы. Капоэйра – уникальное социальное явление. |