«Меч - знак могущества и храбрости - душа самурая»
Японская поговорка
Кэндо («путь меча) это боевое искусство японского фехтования. Кэндо произошло из традиционных техник японских мастеров мечей, известных как кенютсу. Орагнизация Даи Ниппон Бутоку Каи была основана в 1895 году чтобы объединить под единой эгидой, развить и распространить боевые искусства Японии. Позже она была переименована в Гекикен (в переводе «бьющий меч»), а позднее в кэндо – в 1920 году. В 1975 году Всеяпонская федерация кэндо разработала концепцию и цели изучения этого искусства.
Концепция кэндо это дисциплинирование характера человека посредством применения основ катана.
Целями практики кэндо являются:
- формирование ума и тела,
- культивирование выносливого и здорового духа,
- правильные и строгие тренировки
- улучшение искусства кэндо
- слияние с другими в искренности
- самосовершенствование.
Все эти цели были выражены в манифесте кэндо в идее стихов. Такие цели, как утверждали авторы манифеста, помогут практикующим кэндо полюбить свою страну и общество, проучаствовать в развитии культуры, а также распространить мир и процветание среди людей.
Кэндо это деятельность, которая бросает вызов и телу и духу,; это тяжелое боевое искусство с элементами спортивной деятельности. В себе кэндо впитало элементы многих японских боевых искусств. Практиков кэндо называют кэндока («те, кто практикуют кэндо») или кенши («человек с мечом»), однако последнее определение может относиться и к людям, практикующим другие традиционные искусства обращения с мечом. Среди восьми миллионов практикующих кэндо, семь миллионов находится в Японии, что свидетельствует об особой локальной философии этой школы, а также особому отношению к ней. Меч издавна считался душой самурая, а в глобальном плане и душой всей страны, поэтому его не давали кому попало.
Практика кэндо заключается в использовании «мече» из бамбука под названием шинаи и защитной кольчуги (богу), которая одевается, чтобы защитить ключевые места головы и тела. Кэндока использует боккен-бокуто (деревянные мечи) для того чтобы отработать формальные упражнения (ката). Одежда, которая надевается под богу состоит из куртки (кэндоги или кейкоги) и хакама – шолртов с широкими штанинами.
В идеале кэндо практикуется в специально построенном здании – доджо, но вместо него обычно используются спортивные залы и другие свободные территории. Соотвествующее помещение должно иметь чистый, хорошо отшлифованный деревянный пол, который бы позволял безопасно исполнять маневры ногами, которые в некоторых школах являются ключевыми.
В современном кэндо существуют удары и выпады. Удары дозволено проводитьтолько в семь специальных целевых областей или датотсу-буи, в области головы, которые защищены шлемом. Такими целевыми областями являются мен (макушка), сайю-мен или йоко-мен (верхняя левая или правая сторона головы), правая коте или запястье при любых обстоятельствах, левая коте только в случае поднятой руки (йодан-но-камаэ), левая или правая сторона до (торса). Выпады можно делать только в сторону горла (тсуки). Как бы то ни было, поскольку неправильно исполненный выпад может повредить шею, практику выпадов открывают на свободных или классических поединков только для учащихся высших данов.
В шиаи или поединке, главный акцент ставится на уверенном нападении на ключевую точку при помощи Ки-кен-тай-иши или духа, меча и тела, как единого целого. Это означает, что для успешного нападения в шинаи, нужно поражать определенную точку, причем только при условии, что обе стопы кэндока находятся на полу, а также практик издает киаи или боевой клич, свидетельствующие о хорошем настрое его духа. Во время поединка недостаточно сделать хороший удар – после него надо быть готовым нападать снова и снова, не снижая качества.
В поединке кроме противников также участвует трое судей или шинпан. У каждого из них в руках есть красный и белый флаг. Чтобы подать знак о полученном очке судья поднимает флаг того цвета, какого форма у заработавшего очко борца. Для того чтобы очко засчитали, должны совпасть мнения как минимум двух судей. |